«ИСТОРИЯ ВсОШ по информатике»

30 лет истории ВсОШ

Олимпиадное движение по информатике, в отличие от таких предметов, как математика, физика и химия, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1946 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70-х годов.

Весной 1985 года было принято партийно-правительственное Постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс», а уже с осени 1985 года во всех школах страны началось преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники».

К решению сложных задач преподавания школьной информатики сразу подключились выдающиеся ученые академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Б.Н.Наумов и другие. Благодаря этому за достаточно короткий срок в стране сформировались коллективы, которые могли, опираясь на всю нашу образовательную, научную, промышленную и культурную компьютерную инфраструктуру, решать поставленные в образовании задачи и в короткие сроки.

Рождение олимпиад по информатике было следующим важным шагом в создании инфраструктуры преподавания информатики в школе, поскольку для интенсивного движения страны в направлении информатизации нужны высококвалифицированные специалисты, способные разрабатывать информационные технологии завтрашнего дня.

Осенью 1987 года в Министерстве просвещения СССР состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П.Ершов, Н.Н.Красовский, д.ф.-м.н. А.Л.Семенов, к.т.н. доцент В.М.Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А.Сарычева, на котором было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г. Свердловске, ныне Екатеринбург.

Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики.

На первом организационном совещании было согласовано также Положение об олимпиаде по информатике и назначены председатели программного комитета и жюри. Председателем программного комитета стал академик А.П.Ершов, председателем жюри - академик Н.Н.Красовский, заместителем председателя - доцент МИФИ В.М. Кирюхин.

Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.

В то время опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те требования, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад по информатике.

Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации.

Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в 
г. Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I-й тур был теоретическим, без использования компьютеров, а II-й тур - практическим.

После распада СССР вместо Всесоюзной олимпиады по информатике в 1992 году в г. Могилеве была проведена Межгосударственная олимпиада, в которой приняли участие школьники практически из всех государств СНГ. Это была последняя олимпиада такого уровня, а правопреемником всесоюзной олимпиады стала Всероссийская олимпиада школьников по информатике.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике впервые была проведена в 1989 году в г. Красноярске (далее там же она прошла в 1991 г.), а 1990 г. - в г. Нальчике. До 1991 года эта олимпиада также проводилась, но она являлась республиканским этапом Всесоюзной олимпиады по информатике. Начиная с 1992 года, она стала проводиться в том же формате, что и Всесоюзная олимпиада.

В 1992-1996 годах центром олимпиадного движения по информатике в России стал г. Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге на базе городского Дворца творчества юных. В последующие годы успешное развитие экономики страны и возросшее внимание федеральных и региональных органов управления образованием к вопросам информатизации образования позволили существенно расширить географию проведения заключительного этапа всероссийских олимпиад по информатике. В период с 2001 по 2012 г.г. Олимпиада проводилась в городах Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области, Новосибирске, Кисловодске, Челябинске, Ханты-Мансийске и Казани, тем самым охватила все Федеральные округа России, кроме Дальневосточного.

За время проведения международных и всероссийских олимпиад по информатике накоплен огромный организационный опыт, налажено взаимодействие различных звеньев в системе подготовки одаренных школьников в области информатики и информационных технологий, вносящих существенный вклад в развитие информатизации страны. С ребятами работают высококлассные специалисты и педагоги, ориентированные не только на непосредственный результат, то есть, на призовые места для своих подопечных, но и на долгосрочную перспективу - на воспитание будущей смены специалистов в области информационных технологий и программирования.

Бессменным председателем Центральной предметно-методической комиссии по информатике является В.М.Кирюхин. Старейшими членами этой комиссии, более 10 лет постоянно работающие в олимпиадном движении, являются известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики - профессора С.М.Окулов, В.В.Прохоров, доценты А.В.Алексеев, С.Г. Волчёнков, Е.В.Андреева, М.С. Цветкова,А.С. Станкевич, ст. преподаватели В.Д.Лелюх и А.С. Лопатин.

Места проведения заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике представлены в таблице:

№ п/п Даты проведения Город
1 1989, 21-25 марта Красноярск
2 1990 год, 22-28 марта Нальчик
3 1991 год, 22-28 марта Красноярск
4 1992 год, 22-27 марта Троицк (Московская область)
5 1993 год, 23-30 марта Троицк (Московская область)
6 1994 год, 23-30 марта Троицк (Московская область)
7 1995 год, 23-29 марта Троицк (Московская область)
8 1996 год, 22-26 марта Троицк (Московская область)
9 1997 год, 2-9 апреля Санкт-Петербург
10 1998 год, 6-12 апреля Санкт-Петербург
11 1999 год, 2-8 апреля Санкт-Петербург
12 2000 год, 24-30 марта Троицк (Московская область)
13 2001 год, 24-30 марта Екатеринбург
14 2002 год, 5-11 апреля Пермь
15 2003 год, 30 марта-5 апреля Санкт-Петербург
16 2004 год, 11-17 апреля Тверская область
17 2005 год, 17-21 апреля Новосибирск
18 2006 год, 21-27 апреля Кисловодск
19 2007 год, 20-26 апреля Челябинск
20 2008 год, 20-26 апреля Тверская область
21 2009 год, 3-9 апреля Новосибирск
22 2010 год, 19-25 апреля Ханты-Мансийск
23 2011 год, 11-17 апреля Пермь
24 2012 год, 10-16 апреля Казань
25 2013 год, 24-30 марта Уфа
26 2014, 6-12 апреля Екатеринбург
27 2015, 5-11 апреля Архангельск
28 2016, 3-9 апреля Казань


Высказывания об информатике и информации:

«Аналитическую машину нельзя рассматривать исключительно как счетное устройство. Это механизм, который позволяет выполнять самую разнообразную работу с символами, в неограниченных вариантах и с бесконечным разнообразием. Она позволяет устанавливать связи между машинными операциями и абстрактным мыслительным процессом на высшем уровне. Это новый, ничем не ограниченный и мощный язык, который в будущем может быть использован для анализа» (Ада Лавлейс)

«Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника» (Ноберт Винер)

«Программирование - вторая грамотность» (А.П. Ершов)

«Машина будущего - это не только и не столько гигантский электронный мозг, ... а, прежде всего, крошечный срез кристалла кремния в миниатюрной рамке, опутанной паутиной тончайших проводов...» (А.П. Ершов)

«Итак, мы хотим учить детей законам программирования. Еще не зная их, мы понимаем, что они неизбежно будут выражены в сумме некоторых достаточно специфических приемов. Нам еще предстоит разбираться, в какой мере они посильны детям, но общие наблюдения таковы, что интеллектуальный и операционный потенциал детей далеко не исчерпан» (А.П. Ершов)

«Самые глубокие истины открываются путем озарения, который формализации в принципе недоступен. Где эта граница? Что может и чего не может компьютер?» (Н.Н. Красовский)

«Великий парадокс науки XX века: огромные усилия поколений выдающихся математиков по созданию идеального, совершенного математического мышления потерпели крах. Но его результатом оказалось понимание возможностей создания универсальной вычислительной машины, самого мощного научного аппарата, созданного в XX веке. И это открыло, образно говоря, алгоритм построения алгоритма.» (Н.Н. Красовский)

«Я не могу позволить себе тратить время на переписывание моих книг потому, что языки входят в моду и выходят из моды; языки не являются предметом моих книг, их предметом скорее является то, что вы можете делать на своем любимом языке. Мои книги фокусируются на "вечных истинах"» (Дональд Кнут)

«Компьютерная программы выполняет ваши приказы, а не ваши желания. » (Закон Грида)