Алексеев Александр Владимирович

Закончил в 1976 году Новосибирский государственный университет по специальности «Математика, прикладная математика». Кандидат педагогических наук, доцент. В настоящее время работает директором Центра информатизации образования в составе бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

Александр Владимирович Алексеев после окончания Новосибирского государственного университета работал в Вычислительном центре Сибирского отделения Академии наук СССР в г. Красноярске, занимался задачами вычислительной математики и теорией обратных задач. В Красноярском государственном университете вел практические занятия со студентами по математическому анализу, алгебре, вычислительной математике. В 1985 году после введения школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» участвовал в переподготовке учителей информатики и начал вести практическую часть этого предмета на компьютерах Вычислительного центра для учащихся подшефной школы № 41 г. Красноярска. В 1986 году принял участие в работе отделения информатики Красноярской краевой летней школы, а с сентября того же года начал вести кружковую работу со школьниками подшефной школы по изучению программирования и решению задач с помощью компьютера. Вот с этого времени он и начал серьезно заниматься работой с одаренными школьниками по информатике.

В 1982-1984 годах директором Вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР стал Юрий Иванович Шокин, ныне академик РАН. С ним в Красноярск из Новосибирска приехала большая группа научных сотрудников, среди которых были Леонид Борисович Чубаров и Анатолий Михайлович Федотов. По мнению А.В. Алексеева, именно они сыграли огромную роль в приобщении талантливой молодежи к школьной информатике и олимпиадам по информатике. В то время в Красноярском крае был создан общественный совет по школьной информатике, который и занялся инициированием мероприятий по внедрению компьютеров в школьное образование. Одним из таких мероприятий и стало проведение олимпиад по информатике для школьников. В 1987-88 учебном году началось проведение районных и краевых олимпиад школьников Красноярского края. А.В. Алексеев принял активное участие в разработке заданий для районных олимпиад. В январе 1988 года состоялась первая окружная олимпиада, которую готовили оргкомитет и жюри, в состав которых входил А.В. Алексеев.

Содержание Всероссийских олимпиад по информатике обеспечивается методической комиссией по информатике Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников. С первых Всероссийских олимпиад о информатике А.В. Алексеев работает в составе жюри этих олимпиад и неизменно участвует в олимпиадах на протяжении всей истории движения. А.В. Алексеев говорит: «Хочу особо отметить коллег, с которыми на долгие годы меня связала олимпиадная судьба. Это Владимир Михайлович Кирюхин, Станислав Михайлович Окулов, Елена Владимировна Андреева, Сергей Геннадьевич Волченков, Владимир Валентинович Прохоров, Владимир Денисович Лелюх – гордость национальной олимпиадной школы. Со всеми встречаемся раз в год. Считаю, что в составе Методической комиссии работают лучшие специалисты в области школьной олимпиадной информатики. Состав комиссии постоянно пополняется новыми кадрами, приятно, что это в основном молодежь.»

Профессиональная деятельность А.В. Алексеева напрямую связана с информатизацией системы образования. Опыт работы в 1988-1991 годах директором Межшкольного вычислительного центра Октябрьского района г. Красноярска, на базе которого школьники района изучали курс «Основы информатики и вычислительной техники», а также обучались по программе учебно-производственного комбината специальности «Оператор ЭВМ», далее, с 1991 года по 2001 год – работа в Главном управлении образования Администрации Красноярского края, связанная с вопросами информатизации образования (поставка компьютерной техники и программного обеспечения, повышение квалификации в области информационных технологий), а также с января 2002 года – работа в только что открытом Югорском государственном университете, где помимо преподавательской деятельности он еще занимался вопросами функционирования только что отрытого факультета информатики и прикладной математики в должности заместителя декана – позволили А.В. Алексееву выстроить методику регионально-муниципальной организационной модели работы с талантливой молодежью в системе школа-вуз.

В настоящее время А.В. Алексеев активно развивает регионально-муниципальную организационную модель олимпиадной подготовки Ханты-Мансийского автономного округа через систему дополнительного образования талантливых детей: школьные факультативы, летние школы информатиков, совместный факультатив по информатике школа-вуз. Так как в Ханты-Мансийске Югорская физико-математическая школа и факультет информатики и прикладной математики Югорского университета совместно реализуют факультатив для школьников и студентов, А.В. Алексеев организует их участие в различных дистанционных олимпиадах, летних тренировочных школах.

А.В. Алексеев считает, что связь школьной информатики с дополнительным обучением в системе школа-вуз ничуть не умаляют роли школьного учителя. Несомненно, наставник шлифует талант ученика, но учитель решает важнейшую задачу – именно он выявляет талантливого школьника и дает ему путевку в жизнь. Совместный факультатив позволяет решить эту задачу оптимально, без потери времени на поиски наставника.

По мнению А.В. Алексеева, когда на олимпиаде просят написать фамилию учителя информатики, то он и пишет фамилию школьного учителя. И это правильно. Успех, например, на олимпиаде Сибирского и Уральского федеральных округов в 2004 году Иванкова Владимира, который посещал совместный факультатив, и благодарственное письмо А.В. Алексееву за его подготовку стало лишь подтверждением важности выстраивания совместных моделей подготовки олимпиадников «школа – дополнительное образование – вуз», в которых ребенок четко понимает ценность и учителя, и наставника.

С марта 2007 года в организационную модель олимпиадной подготовки А.В. Алексеев встраивает коммуникативные технологии (сайт acm.dvpion.ru). Теперь с помощью этого сайта ведутся занятия со школьниками, а также организовано проведение для школьников Ханты-Мансийска школьных и муниципальных олимпиад по информатике. А.В. Алексеев говорит: «Думаю, что в связи с подключением всех школ к сети Интернет, сетевая организация олимпиад – одно из новых, но очень перспективных направлений развития и повышения качества олимпиад школьно-муниципального уровня».

За активную работу с талантливой молодежью А.В. Алексеев имеет грамоты и благодарственные письма Главного управления образования Администрации Красноярского края, Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Югорского государственного университета.

Андреева Елена Владимировна

Закончила факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова и в 1991 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В олимпиадном движении по информатике с 1991 года. В настоящее время работает в должности заведующей кафедрой информатики СУНЦ МГУ. С 2003 года — член группы разработчиков КИМ ЕГЭ по информатике.

Елена Владимировна Андреева свой первый опыт наставничества приобрела еще на третьем курсе университета, когда работала преподавателем программирования в вечерней математической школе факультета ВМиК МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная работа фактически и предопределила всю дальнейшую ее профессиональную деятельность. Так, когда в 1989 году факультету ВМиК было поручено организовать преподавание информатики в только что преобразованном в СУНЦ Колмогоровском интернате, она с большим энтузиазмом приняла предложение поучаствовать в этой работе. С тех пор вся ее педагогическая деятельность непосредственно связана с работой с одаренными школьниками.

В школе-интернате Е.В. Андреева познакомилась с замечательными коллегами, среди которых был Валерий Васильевич Вавилов, в те годы возглавлявший научное руководство сборной команды Советского Союза по математике. Он и вовлек ее в мир олимпиад, а также познакомил с бессменным руководителем методической комиссии по информатике сначала Советского Союза, а затем и России – В.М. Кирюхиным

Как вспоминает Е.В. Андреева, первым ее олимпиадным опытом была поездка в 1991 году в качестве руководителя команды школьников СУНЦ на последнюю Всесоюзную олимпиаду школьников по информатике, которая проходила в столице Кыргызстана Бишкеке. Эта олимпиада принесла помимо моря новых впечатлений слезы радости за одних школьников и огорчения за других (хотя все четверо участников команды СУНЦ были награждены дипломами олимпиады, а Дмитрий Жуков стал абсолютным победителем первого тура, но в итоге занял 2 место среди десятиклассников). Там же я познакомилась с членами жюри олимпиады, а также с членами команды из Санкт-Петербурга. Знакомство с ними, в том числе и со школьниками тех лет – Антоном Сухановым и Ильей Мироновым, перетекло в дальнейшем в многолетнюю дружбу и плодотворное сотрудничество. После возвращения Е.В. Андреева и начала свой путь самосовершенствования в области решения и разработки олимпиадных задач, формирования методик работы со школьниками в области олимпиадной информатики.»

Основная работа Е.В. Андреевой в качестве наставника проходит в СУНЦ МГУ. Однако в последние годы в эту работу вовлечены также учащиеся школы-интерната “Интеллектуал” Департамента образования г. Москвы, которые также смогли добиться не малых успехов на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Система работы Е.В. Андреевой делится на несколько составляющих. На школьных уроках информатики ее ученики получают хорошую базовую подготовку в области теоретической информатики и программирования. На спецкурсе “Искусство программирования в примерах и задачах. Олимпиадные задачи по информатике” они знакомятся с алгоритмами и приемами решения различных задач по информатике и программированию. А затем наиболее заинтересованные школьники учатся, как реализовывать изученные алгоритмы и решать нестандартные задачи. В результате многие школьники как минимум два раза в неделю непосредственно соприкасаются с миром олимпиад по информатике и, надо сказать, делают это с большим удовольствием

Под руководством Е.В. Андреевой в СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова был разработан электронный задачник по программированию, который позволяет эффективно обучать программированию на уроках информатики, готовить ребят к соревнованиям самого высокого уровня. Была также создана методика использования электронного задачника, которая позволяет учителю проводить занятия на качественно новом уровне.

Разработанная Е.В. Андреевой методика подготовки школьников, уже мотивированных к изучению информатики на самом высоком уровне, быстро стала приносить свои плоды. Уже в 1992 году ее воспитанники Дмитрий Жуков и Евгений Кузнецов очень хорошо выступили на всероссийской олимпиаде, завоевали место в сборной команде России и на международной олимпиаде в Германии были награждены серебряной и бронзовой медалью соответственно. В числе других наиболее ярких учеников Е.В. Андреевой можно также выделить Андрея Румянцева, который в 2001 году на международной олимпиаде в Финляндии завоевал золотую медаль, и Константина Новикова - абсолютного победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике 2007 года.

По мнению Е.В. Андреевой, большое значение в ее становлении как наставника сыграло общение на олимпиадах с коллегами из различных регионов страны и работа в методической комиссии по информатике Центрального оргкомитета Всероссийских олимпиад школьников, членом которой она является с 2001 года. «Опыт этих людей совместно с энергией и знаниями молодых членов комиссии помогает создавать поистине уникальные задачи Всероссийских олимпиад по информатике. Многие из задач прошлых лет в дальнейшем дали толчок для изучения новых областей информатики школьниками. При этом соперничество наших учеников не мешает дружбе и сотрудничеству.» - говорит Елена Владимировна.

Е.В. Андреева, несмотря на свою молодость, быстро зарекомендовала себя одним из наиболее квалифицированных педагогов в области информатики. С 1993 года она уже является постоянным членом жюри заключительных этапов Всероссийской олимпиады по информатике, а с 2004 года она стала и председателем жюри Московской городской олимпиады по информатике.

Большую работу Е.В. Андреева ведет по методическому обеспечению олимпиад по информатике. С 2000 года она является редактором газеты “Информатика” издательского дома “1 сентября”. В соавторстве с доцентом кафедры информатики СУНЦ МГУ И.Н. Фалиной ей написан ряд учебников, учебных и методических пособий по информатике, в частности, учебное пособие “Системы счисления и компьютерная арифметика”. Е.В. Андреева является также автором цикла статей “Олимпиады по информатике. Пути к вершине”, опубликованного в газете “Информатика”, соавтором книги “Московские олимпиады по информатике.

Волченков Сергей Геннадьевич

Окончил Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова в 1978 году, кандидат технических наук, доцент. В олимпиадном движении по информатике активно работает с 1987 года. В настоящее время является доцентом кафедры вычислительных и программных систем Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

В начале своей профессиональной деятельности Сергей Геннадьевич Волченков активно занимался разработкой новых архитектур ЭВМ и алгоритмов в рамках программ Института проблем вычислительной техники РАН. В основном, это были параллельные системы. Когда закрылись научные разработки АН СССР по созданию новых средств вычислительной техники, большую часть своего времени и научного потенциала С.Г. Волченков стал посвящать работе со школьниками по математике и информатике. Он быстро вошёл в состав жюри разных олимпиад и турниров. В жюри Всероссийской олимпиады школьников по информатике он уже более 10 лет. Чуть меньше – в жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике.

Самый первый опыт работы со школьниками Сергей Геннадьевич получил ещё в начале 70-х годов, будучи студентом. Тогда он начал вести математические кружки для школьников в университете и филиале ВЗМШ, поскольку в то время каждый студент должен был вести какую-то общественную работу.

С 1985 года С.Г. Волченков стал заниматься школьной информатикой. Сначала работал по подготовке учителей, а с 1987 года вошёл в состав инициативной группы по организации олимпиады по информатике в городе Ярославле и области. С тех пор он является постоянным председателем жюри этих олимпиад.

В 1993 году он как наставник и тренер впервые приехал вместе со своими учениками на олимпиаду в Минск. Там его ребята выступили очень хорошо. В команде был Федя Дужин из Переславля-Залесского, с которым С.Г. Волченков много занимался математикой. Успехи у него были и в математике и в информатике. Именно благодаря этому опыту Сергей Геннадьевич пришел к заключению, что хорошая математическая подготовка – залог успеха выступлений на олимпиадах по информатике. С.Г. Волченков реализовал свою методику совместно с коллегами в создании дистанционного курса по методам решения олимпиадных задач в Ярославском центре дистанционного обучения. Сейчас этот центр называется Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании.

Это понимание роли математической подготовки олимпиадников по информатике составляет основу методики С.Г. Волченкова как наставника. Наставник, в отличие от школьного учителя, работает с отобранными детьми. У него нет необходимости «подтягивать» отстающих. Уровень знаний наставника должен быть очень высоким, распространяться значительно шире школьной программы. Общение с детьми должно быть свободным, авторитет высоким. Дети должны заниматься с желанием, ездить на соревнования, принимать участие в творческих тренировках в лагерях. Любой успех на олимпиаде мотивирует ребёнка на дальнейшую работу. В Ярославле за годы работы С.Г.Волченкова и других наставников сформировалось сообщество ребят, в основном, аспирантов или ещё студентов, которые хотят и могут заниматься наставничеством. Они сами прошли школу участия в олимпиадах и теперь с удовольствием работают со школьниками. По мнению Сергея Геннадьевича - главное не мешать. «Конечно, надо помогать советами и организационно. Мне кажется, что наставником может быть только тот, кто может что-то делать сам. Приток новых идей совершенно необходим постоянно. Он создаёт открытость пространства, в котором находится и наставник, и его ученики. Ученики должны видеть, что творчество – это естественное состояние человека. Мне приходится часто ездить в составе жюри различных олимпиад и соревнований. У меня много знакомых – прекрасных педагогов и наставников в Санкт-Петербурге, Москве, Кирове, Новосибирске, Петрозаводске, Вологде, Минске, с которыми мы активно меняемся опытом, как среди ветеранов, так и молодежи. Надеюсь, мы ещё плодотворно поработаем!»

Опыт ветеранов-наставников как в организации олимпиадных мероприятий, так и в широте взглядов на задачи и алгоритмы пока незаменим. Но ветераны максимально привлекают молодёжь к работе в жюри и научном комитете всероссийских олимпиад. Сочетание знаний ветеранов и молодёжи уже приносит реальные успехи, как в России, так и на международной арене. Именно поэтому последние годы большое внимание уделяется занятиям информатикой со студентами. В этом году в Ярославском университете создана лаборатория спортивного программирования. Ученики С.Г. Волченкова успешно выступают на разных соревнованиях: Сергей Чернышёв (ныне входит в состав научного комитета олимиады по информатике), Евгений Черепанов, Алексей Поярков, Егор Куликов. Многие из учеников занимаются научной работой. Около десяти человек защитили кандидатские диссертации. Часть из них работает за границей.

С.Г. Волченков считает, что технический потенциал школ растёт постоянно. Интернет предоставляет всё новые возможности. Но это автоматически не способствует развитию олимпиадников. Нельзя уповать на развитие потенциала олимпиадной информатики без соответствующей подготовки педагогов и наставников, которые могут этот потенциал направлять в нужную сторону, учитывать возможности и потребности талантливых детей, направлять их потенциал на благо страны. Чтобы этого достичь, по словам С.Г. Волченкова, мало насытить школы техническими ресурсами, надо чтобы изменились условия работы с талантливыми школьниками в России, включая рост потенциала наставников, их привлечение в работу с талантливой молодежью и закрепление талантов в России. «Никто не сможет поднять зарплату учёных в 10 раз, если сама Россия не поднимется экономически в 10 раз. А для этого нужны усилия всех, и ученых и бизнес-сообщества. Процесс этот не быстрый, но он идёт.»

За организацию школьных и студенческих олимпиад по программированию, за многолетний труд в области подготовки специалистов С.Г. Волченков отмечен Почетными грамотами Министерства образования. Он награжден также нагрудным знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов» и Премией Министерства образования и науки РФ за подготовку победителей Международной олимпиады по математике.

Кирюхин Владимир Михайлович

Закончил факультет кибернетики Московского инженерно-физического института в 1972 году, кандидат технических наук, доцент. В олимпиадном движении с 1987 года. Почетный работник высшего профессионального образования. Лауреат премии Президента в области образования за 2003 год. Председатель методической комиссии по информатике Центрального оргкомитета Всероссийских олимпиад школьников.

В настоящее время время работает в должности доцента МИФИ (ГУ) и директором по развитию компании «Кирилл и Мефодий».

В 80-е годы Московский инженерно-физический институт являлся одним из лидеров в информатизации образования в стране, и уже в 1982 году в средней школе при институте был открыт первый в стране компьютерный класс и началось изучение информатики в школе. Когда в 1987 году в Министерстве просвещения СССР был поставлен вопрос о проведении Всесоюзных олимпиад школьников по информатике, то к решению этого вопроса были привлечены ведущие ученые АН СССР и МИФИ, среди которых были академики А.П. Ершов и Н.Н. Крассовский, доктор физико-математических наук А.Л. Семенов, а также кандидат технических наук доцент МИФИ В.М. Кирюхин. С этого момента В.М. Кирюхин начал активно участвовать в олимпиадном движении по информатике в стране: с 1988 года он - заместитель председателя жюри Всесоюзных олимпиад, с 1990 года - председатель методической комиссии по информатике Центрального оргкомитета Всесоюзных, а с 1992 года - Всероссийских олимпиад школьников, с 1994 года - председатель жюри Всероссийских олимпиад по информатике. Начиная с 1989 года, он является также бессменным руководителем сборной команды России по информатике и научным руководителем зимних и летних учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборную команду школьников России для подготовки к международным олимпиадам по информатике.

Благодаря 20-летней работе В.М. Кирюхина, направленной на формирование и развитие в России олимпиадного движения по информатике, сформировано сообщество педагогов-лидеров олимпиадного движения, объединяющее в настоящее время наставников из 65 регионов страны. Наиболее активные участники олимпиадного движения привлекались им в работу жюри, научного комитета, вовлечены в работу центральной методической комиссии по информатике. Среди них не только преподаватели ведущих вузов страны, но и опытные учителя – наставники. По инициативе В.М. Кирюхина олимпиады по информатики первыми в стране стали привлекать в работу жюри и научного комитета студентов – победителей всероссийских и международных олимпиад школьников по информатике. Опыт методической комиссии по информатике в работе по преемственности поколений стал примером для других предметных олимпиад. Это позволило не только сохранить традиции олимпиад, но и усилить их, развить и внести новации в олимпиадное движение.

За годы проведения олимпиад по информатике В.М. Кирюхин инициировал многие серьезные новации в формы и содержание олимпиад: большое значение имело решение в 1990 году о проведении состязаний в два компьютерных тура, по инициативе В.М. Кирюхина также впервые в России в 1992 году в Санкт-Петербурге была проведена командная олимпиады школьников по программированию, в основу которой был положен опыт проведения аналогичных олимпиад школьников, проводимых в Сингапуре, куда впервые В.М. Кирюхин, как руководитель команды школьников России, вместе с тремя девятиклассниками был приглашен. Благодаря этому первому и очень удачному опыту командные олимпиады школьников получили в России большую популярность и до сих пор успешно проводятся в Санкт-Петербурге.

Многое сделал В.М. Кирюхин для совершенствования технологии проведения олимпиад по информатике. Так по его идее и под непосредственным руководством в России начались работы по созданию автоматизированных проверяющих систем для национальных олимпиад по информатике. Первая такая система появилась на всероссийской олимпиаде в 1996 году. В основу ее разработки был положен опыт международной олимпиады в Нидерландах (1995). Активное участие в ее создании принимал А,А. Суханов, работавший тогда заместителем руководителя сборной команды России.

В 2003 году по предложению В.М. Кирюхина в рамках государственного заказа Минобразования России были инициированы работы по формированию федеральной системы проведения интернет-олимпиад и единой электронной коллекции олимпиадных задач. Активное участие в этом процессе приняли сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики и Московского Центра непрерывного математического образования.

В.М. Кирюхин являлся одним из разработчиков и руководителем инновационного проекта по созданию школы будущего, с максимальным насыщением компьютерной техникой и самыми современными информационными технологиями. Такая школы была создана в микрорайоне Маклино г. Малоярославца Калужской области при непосредственном участии Газпрома, и с 1996 года начала успешно функционировать. Технические и технологические возможности этой школы, а также развитая инфраструктура, позволяющая не только учиться, но и эффективно восстанавливать силы после напряженной учебы, сделали эту школу прекрасным местом проведения летних учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборную команду школьников по информатике. Вот уже 10 лет каждое лето там проводятся летние сборы, и дирекция школы (директор – Л.Н. Прокофьева, зам. директора по информатизации – В.С. Калашников), а также администрация города Малоярославца всегда с большим вниманием относится к их проведению, создавая максимум удобств для подготовки к международной олимпиаде по информатике лучших школьников страны.

Зимние и летние учебно-тренировочные сборы сами по себе являются отличной школой для развития и совершенствования таланта наших одаренных школьников. За время работы научным руководителем этих сборов и руководителем сборной команды России по информатике В.М. Кирюхин создал отечественную школу подготовки школьников к международным олимпиадам по информатике. Благодаря этому российские школьники вместе со школьниками из Китая являются бесспорными лидерами в мире. Тот факт, что нашей стране до настоящего времени принадлежит абсолютный рекорд – наши школьники становились чемпионами мира на пяти олимпиадах (китайские школьники побеждали только на четырех олимпиадах), говорит сам за себя и в этом большая заслуга В.М. Кирюхина.

За 2005-2007 годы благодаря содействию Рособразования и организационно-методическим усилиям АПК и ППРО – оператора Всероссийской олимпиады школьников, удалось реализовать новый важный проект, направленный на консолидацию опыта всех предметных олимпиад и его информационное представление всем школьникам и широкой общественности. Основой этого проекта является портал Всероссийской олимпиады школьников http://rusolymp.ru/. Идею этого проекта в 2003 году предложил В.М. Кирюхин и, благодаря поддержке Фонда В. Потанина и компании «Кирилл и Мефодий», он был успешно реализован. В настоящее время портал стал неотъемлемой составляющей олимпиадного движения, а В.М. Кирюхин, как автор и научный руководитель Портала Всероссийских олимпиад школьников, продолжает его развивать.

Еще одной важной инициативой, предложенной В.М. Кирюхиным и реализованной методической комиссией по информатике под его руководством, является создание библиотеке по олимпиадной информатике. Сейчас она насчитывает более 25 книг, изданных издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», и автором одной из них – «Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады», вместе с С.М. Окуловым является В.М. Кирюхин. Более того, вся история становления и развития олимпиадного движения по информатике в стране, методика подготовки к олимпиадам, а также 20-летний опыт развития международного олимпиадного движения представлен в двух книгах серии «Пять колец», написанных В.М. Кирюхиным и выпущенных в 2008 году издательством «Просвещение».

Большим авторитетом пользуется В.М. Кирюхин в международном олимпиадном сообществе. Он является единственным представителем из всех стран мира, который принимал участие во всех международных олимпиадах по информатике. В 1989-1992 и 1999-2002 годы он избирался членом международного комитета олимпиад по информатике, а в 2003 году на международной олимпиаде в Чикаго был награжден Почетным призом этой международной организации за выдающийся вклад в развитие международного олимпиадного движение по информатике. За все время проведения международных олимпиад по информатике этой высшей награды удостоено всего 9 представителей из 80 стран мира.

В 2006 году впервые на международной олимпиаде в Мексике В.М. Кирюхиным и М.С. Цветковой была инициирована научно-практическая конференция для стран-участниц олимпиады, посвященная анализу содержания национальных олимпиад по информатике и их влиянию на обновление содержания образования по информатике в различных странах мира. В 2007 году прошла первая такая конференция, и на ней В.М. Кирюхиным был представлен доклад о содержании российских олимпиад по информатике, который получил высокую оценку всех участников этой конференции и стал ориентиром в систематизации содержания подготовки школьников к олимпиадам для многих стран.

В нашей стране личный вклад В.М. Кирюхина в дело развития олимпиадной информатики, как важнейшей составляющей системы подготовки высококвалифицированных кадров страны, был отмечен премией Президента РФ в области образования за 2003 год.

Лелюх Владимир Денисович

Закончил механико-математический факультет Горьковского (теперь Нижегородского) государственного университета. В олимпиадном движении по информатике с 1990 года. В настоящее время работает в Нижегородском государственном университете им Н.И. Лобачевского на механико-математическом факультете, кафедра математической физики, а также преподавателем спецкурса по информатике в МОУ «Лицей №40» и курса «Информационные технологии в математике и физике» НОЦ при ИПФРАН (научно-образовательный центр при Лицее №40 ННГУ и Институте Прикладной физики.

Владимир Денисович Лелюх, закончив аспирантуру при Новосибирском государственном университете в 1969 году, начал преподавать в Нижегородском университете на кафедре математической физики несколько интересных курсов. За время аспирантуры и работы в университете им опубликованы 28 работ, в том числе две работы, относящиеся к информационным технологиям – программный комплекс для микро ЭВМ, предназначенный для эксплуатации в автономном сооружении, и "перетранслятор" программ, написанных на популярном тогда в ННГУ языке АЛГОЛ, на входящий в новую тогда моду язык FORTRAN. Эти работы были выполнены по заказу профессора В.П. Малкова.

Первый опыт работы с талантливой молодежью В.Д. Лелюх получил, участвуя в организации специальной школы по математическому моделированию и профессиональному программированию при мехмате ННГУ для школьников Нижнего Новгорода. С 1995 года он уже работает преподавателем информатики в областной школе для одаренных детей. Вот как вспоминает В.Д. Лелюх свой первый опыт наставничества - «Все началось с Лицея №40 города Нижний Новгород, когда мне предложили взять целый класс для ведения обычных занятий по информатике. Об олимпиадах я тогда и не задумывался - хотелось из школьника создать будущих профессионалов в программировании. А вот когда они стали мне сообщать, что они победили в олимпиаде, я стал занятия проводить уже с целевой ориентировкой - обучения участию в олимпиаде. Начиная с этого (1989-90 г.г.), я стал следить за олимпиадным движением, стал принимать участие в работе рабочей группы жюри областных олимпиад по информатике.

Успех в подготовке школьников и первые значительные результаты на Всероссийских олимпиадах по информатике пришли со школьниками - Марком Сандлером и Володей Мартьяновым. Марк вообще много значит для Нижегородской информатики. Это с него мы начали программировать не для решения задачи, а для нахождения лучшего алгоритма решения задачи. Присутствие их на моих занятиях (я уже тогда опустил возрастную планку в своей школе до 6 класса) в течение 4-5 лет требовало от меня суметь не повторяться, хотя бы на протяжении этих 5 лет.»

Работу наставник строит по вариативной и даже открытой программе, когда изучаемый материал и по объему и по содержательному факту зависит от самих обучаемых. Работа с одаренными детьми не должна следовать школьной программе, как это происходит часто по предметам с олимпиадами по параллелям. Как отмечает В.Д. Лелюх, особенность олимпиадной информатики как творческого развития детей – это отсутствие разбиения детей на параллели в олимпиадном состязании. Это создает особый состязательный дух, интеллектуальный марафон у младших учеников – ведь появляется реальная возможность опередить старших! Но с другой стороны для преподавателя это создает один творческий момент: если младшему надо донести с полным пониманием им материал, который в школьной программе он получит года через два, то не допустимо его преподносить, следуя методике для старшего. Нужно найти другую форму и метод подачи материала с учетом возраста ученика и его базовой (по школе) подготовленности. В этом инновационное достижение В.Д. Лелюха – методика раннего раскрытия таланта у школьников в области информатики.

«Я всегда буду не согласен с точкой зрения, что ребенок- олимпиадник не будет исследователем. Если он не нашел себя в исследовательской деятельности в профессии, то наставник не обучал ученика, а натаскивал его на разных задачах и с таким наставником ученику не повезло!». Именно нацеленность на исследовательскую работу, на достижение ребенком открытия на каждом занятии составляют основу его методики. И результат его работы подтверждается успехом его учеников.

Марк Сандлер и Володя Мартьянов принесли медали и России и Нижнему Новгороду в 1995 году (Нидерланды) и 1996 год (Венгрия). Уже с 1995 года Марк сам становится для младших школьников наставником, а в 1997 году он уже с Владимиром Мартьяновым выступает в составе сборной команды России на международной олимпиаде в ЮАР. Там Володя становится абсолютным чемпионом мира! В этом же 1997 году Володя закончил только 9 класс. В 1998 году на международной олимпиаде уже в Португалии Мартьянов в составе сборной команде России выступал со своим младшим другом, нижегородцем Михаилом Баутиным. В 1999 году Миша и Володя выступают в Турции опять вместе. В 2000 году наступил триумф Миши Баутина. Он становится абсолютным чемпионом мира на международной олимпиаде по информатике в Китае! Далее следуют опять успехи учеников В.Д. Лелюха. В 2001 и 2002 годах нижегородец Петр Калинин, завоевывает серебро и золото соответственно в Финляндии и Корее. 2006 год стал годом золотого успеха Ильи Разенштейна, а в 2007 году – еще и его младшего товарища, девятиклассника Владислава Епифанова – они оба завоевали золотые медали. Эти ученики В.Д. Лелюха начали участвовать во всероссийских олимпиадах с младших классов и принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по информатике вот уже 5 лет.

«Благодаря ежегодным достижениям школьников в олимпиадной информатике, их дальнейшему профессиональному образованию, состав методической комиссии в последние годы стремительно молодее, - подчеркивает В.Д. Лелюх, – присущий молодому возрасту максимализм и торопливость часто приводит к недоработкам, что еще более повышает значение ветеранов в подготовке студенческой молодежи к новой роли – лидеров олимпиадного движения, к которой, так же как и к участию в олимпиадах, нужно кропотливо готовить молодых тренеров – будущих наставников уже на школьной скамье, прививая им чувство высочайшей ответственности за свою работу.» Вклад в это направление олимпиадного движения, привнесенный В.Д. Лелюхом, не оспорим.

За подготовку чемпионов и призеров всероссийских и международных олимпиад по информатике В.Д. Лелюх имеет много различных наград. Он награжден орденом «За Заслуги перед Отечеством» (2001), является лауреатом Премии Президента РФ по программе «Одаренные дети» и Премии Нижнего Новгорода (2000), имеет Почетные грамоты и благодарности Министерства образования РФ, областной и городской администраций Нижнего Новгорода разных лет с 1996 - 2007 г.г.

Овсянникова Татьяна Владимировна

Окончила МФТИ в 1986 году. В олимпиадном движении по информатике активно работает с 1991 года. В настоящее время является научным сотрудником в Межведомственном суперкомпьютерном центре.

Татьяна Владимировна начала активно работать с одаренными детьми с 1991 года, как преподаватель в Фонде новых технологий в образовании «Байтик» г. Троицка Московской области. Так как детей, желающих научиться программировать было много и всех возрастов, то понадобилось разработать дидактические материалы для индивидуального обучения. Для младших школьников (с 1 по 5 класс), которым трудно было использовать язык Паскаль, пришлось написать набор обучающих программ на основе русской версии языка LOGOWRITER. Чтобы удовлетворить индивидуальные особенности школьников, мотивировать их заинтересованность в предмете, стимулировать успешность в решении трудных задач, необходимо было придумывать новые задачки, которые ребятам нравилось решать. Некоторые задачи использовать предназначались для олимпиад по информатике.

В начале олимпиадного движения, школьники города Троицка, желающие научиться программировать, буквально дневали и ночевали на «Байтике». Если ребенку доставляет удовольствие участие в олимпиадах, то его собственные результаты и являются главным стимулом продвижения к успеху. С 1991 Т.В. Овсянникова начала участвовать в подготовке и проведении всех олимпиад, которые проходили в г. Троицке. С 1993 года она являлась членом жюри олимпиад по информатике Московской области, а с 1997 года по 2006 была председатель жюри. В олимпиадные задания районных и областных олимпиад Московской области вошли полсотни задач, предложенных Т.В. Овсянниковой.

С 1992 года по 1996 год заключительные этапы Всероссийской олимпиады по информатике проводились на базе Фонда новых технологий в образовании «Байтик» в г. Троицке Московской области. Татьяна Владимировна вместе с мужем, Овсянниковым Алексеем Павловичем, будучи сотрудниками «Байтика», принимали активное участие в их подготовке и проведении. С 1996 года они вошли в состав жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике и долгое время плодотворно сотрудничали с центральной методической комиссией по информатике.

По мнению Т.В. Овсянниковой, самые первые олимпиады походили на праздник. Создавалось ощущение, что члены жюри и дети учатся вместе. То есть, конечно, члены жюри имели обширные знания в отличие от школьника. Но было интересно, как школьники решают ту или иную задачу. А задач, которые предложила Т.В. Овсянникова для заключительного этапа было не так мало, и 6 из них непосредственно использовались для разработки олимпиадных заданий.

Первым школьником, который учился у Татьяны Владимировны и блестяще выступал на олимпиадах, сначала на областной, потом на Всероссийской, а далее на международной олимпиаде, был Анатолий Пономарев. Несомненно, кроме нее было очень много преподавателей, с которыми Анатолий одновременно занимался. Это Алексей Павлович Овсянников, Анатолий Петрович Марченко, Елена Владимировна Андреева. Так что его успехи можно считать результатом коллективного творчества наставников, которые помогли ему завоевать серебряные медали на международных олимпиадах в 1996 и 1997 годах.

Но главным результатом работы Т.В. Овсянниковой с талантливыми детьми является разработанная ей методика ранней профориентации талантливых детей, ее воспитанников, построенная на основе авторских дидактических материалов по олимпиадной информатике. Благодаря этой методике ее ученики, проявившие одаренность в области информатики, не только продемонстрировали высокие результаты, но и выбрали профессии, вплотную связанные с информатикой и информационными технологиями, поступив при этом в ведущие вузы страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и т.д.). Более того, один из призеров Московской областной олимпиады, с которым занималась Татьяна Владимировна, окончил МФТИ, аспирантуру и сейчас работает в том же Межведомственном суперкомпьютерном центре, что и его наставник.

В 2002 году Т.В. Овсянникова начала преподавать в МИРЭА курс объектно-ориентированного программирования, а с 2003 года – в МФТИ, курс основ информатики на младших курсах, а также курсы по специальным дисциплинам на базовой кафедре высокопроизводительных вычислительных систем. Как отмечает Наталья Владимирована, опыт ее работы в вузе показывает, что сейчас уровень преподавания информатики в рамках школьной программы оставляет желать лучшего. Результаты этого приходится наблюдать в начале обучения студентов первого курса. Поэтому адекватные знания и навыки по олимпиадной информатике школьник может получить в специализированных центрах работы с талантливой молодежью. Роль таких центров крайне высока. Но надо отметить, что не все (даже очень талантливые) ребята стремятся к участию в олимпиадах. В этом случае нужно уважать выбор ученика, как бы не были желанны его высокие результаты в соревнованиях.

Т.В. Овсянникова считает, что органам образования необходимо поощрять промежуточные школьные соревнования, школьные проекты по информатике и программированию. Полезно было бы освободить учителей информатики от дополнительной нагрузки - администрирования школьных классов, используя их профессиональный потенциал в дополнительной работе с заинтересованными информатикой школьниками. Освободить учителей от технической нагрузки можно, направив усилия на формирование сети районных центров с высокопрофессиональными специалистами по обслуживанию школьной компьютерной техники и сетей. Эти же специалисты могли бы консультировать учителей по техническим вопросам в использовании операционных систем, сетевых возможностей и программного обеспечения. Этот подход позволит перейти на бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом, но он требует более высокой квалификации в обслуживании. Также будет возможно создать единый центр тестирования для проведения соревнований школьников по информатике школьно-муниципального этапов

В настоящее время Т.В. Овсянникова работает научным сотрудником в Межведомственном суперкомпьютерном центре. Она награждена юбилейной медалью «За большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных научных кадров и в связи с 50-летием Физтеха». В 1997 году вышла книжка «Избранные задачи олимпиад по информатике», написанная Т.В. Овсянниковой совместно с А.П. Овсянниковым, А.П. Марченко и Р.В. Прохоровым. Ряд ее статей опубликован в газете «Информатика».

Окулов Станислав Михайлович

Закончил Горьковский Государственный Университет им. Н. И. Лобачевского, факультет вычислительной математики и кибернетики, в 1972 году. Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. В олимпиадном движении по информатике с 1988 года. С 1999 года работает деканом факультета информатики Вятского Государственного Гуманитарного университета, профессором кафедры информатики и методики преподавания информатики. Имеет около 85 научно-методических работ, 18 из них – книги и учебные пособия, 58 научные работы, 9 авторских свидетельств на изобретения (внедренных в промышленности).

Станислав Михайлович Окулов в образовании с 1988 года. До этого времени работал в промышленности начальником сектора НИИ СВТ, зам. Генерального конструктора по созданию программного обеспечения многопроцессорных ЭВМ.

В 1989 году возглавил жюри областной олимпиады школьников по информатике. «В то время, – говорит он, – Проверяли решения вручную, был достаточно силен субъективный фактор. На апелляции обратил внимание на шестиклассника. Он был очень расстроен полученными баллами. Этим шестиклассником оказался Антон Лапунов, в последствии ставший золотым медалистом международной олимпиады по информатике. После олимпиады решили вместе поработать над задачами». Так начался у С.М. Окулова первый опыт олимпиадной информатики.

Образовавшийся союз ученика и наставника быстро принес выдающийся успех – в 1993 году Антон получил диплом первой степени на Всероссийской олимпиаде по информатике и бронзовую медаль на Международной олимпиаде по информатике. В 1994 году у Антона уже было абсолютное первое место на Всероссийской олимпиаде и золотая медаль на международной олимпиаде. С.М. Окулов не остановился на достигнутом успехе и активно продолжил работу с талантливыми ребятами по информатике – Виталием Беровым, Виктором Матюхиным и Андреем Пестовым, которые также достигли больших успехов на Всероссийских и международных олимпиадах по информатике. В общей сложности ученики Станислава Михайловича получили 33 диплома (1-й и 2-й степени) на Всероссийских олимпиадах школьников по информатике и 5 медалей (2 золотые, 1 серебряную и 2 бронзовые) на Международных олимпиадах школьников по информатике.

В 1993 году С.М. Окулов был рекомендован председателем методической комиссии по информатике В. М. Кирюхиным в состав жюри Всероссийской олимпиады, в затем в состав центральной методической комиссии по информатике, где он до сих пор трудится.

С 1991 г. по 2004 г. С.М. Окулов успешно работал в физико-математическом лицее г. Кирова в качестве учителя. Вел как обязательный курс, так и спецкурсы с факультативами. Опыт С.М. Окулова в индивидуальной подготовке одаренных детей уникален. Вот как он его комментирует. «Суть методики наставничества, если её так назвать, определяю в совместной деятельности педагога и ребенка. Это не есть процесс традиционного научения, это есть процесс деятельности в команде, процесс совместного творчества. Мы не можем стимулировать ребенка, мы можем создать ему условия, среду для творчества, для продвижения, но само продвижение – это дело и задача школьника. И если у него нет потенции к продвижению, то при любом уме и при любых переданных знаниях, мы ничего сделать не можем. Отмечу, что не могу сказать, что работал с талантливыми детьми (может быть кроме А. Лапунова). Все ученики были обычными школьниками и, в частности, не блистали по математике. Некоторые были даже неуспевающими в школе, но всех их объединяло неутомимое желание познавать и огромная работоспособность. И роль наставника – увлекать. Действительно показ, рассказ может иметь место, но главное – в поиске «истины» каждой задачи. Естественно, что этот процесс идет практически в индивидуальном режиме, требует огромной работы всех участников этого процесса и не идет ни в какое сравнение с работой учителя в обычном классе.»

Как считает Станислав Михайлович, индивидуальная траектория ученика, увлеченного информатикой, поддерживается в первую очередь системой задач. Особенность подборки задач для обучения ребят он видит не в их особенном содержании, а в их творческой интерпретации, когда в задаче есть место открытию новых идей знаний самим учеником. Разработка таких задач – тоже высочайшее творчество. Задач огромное количество, «копаешь» поглубже любой раздел информатики, причем вовсе не оторванный от обязательного школьного образования, и получаешь задачу.»

Творческое зерно, посеянное наставником в душе ученика обязательно дает всходы. Молодые наставники «получаются» из бывших учеников. Они воспринимают стиль, методы ветеранов и развивают их. Так, ученик С.М. Окулова, Матюхин Виктор, сейчас активно работает в олимпиадном движении в Москве, еще один ученик – Иванов Сергей, готовит кировских школьников и возглавляет жюри и научный комитет областных олимпиад. Большинство учеников С.М. Окулова стало профессионалами в информатике и, так или иначе, связали свою жизнь с этой сферой человеческой деятельности. Основная часть пока уезжает из России или работает на зарубежные фирмы. Шесть аспирантов защитили кандидатские диссертации.

Как неравнодушный к олимпиадному движению человек, ученый – профессионал, понимающий огромную важность формирования кадрового потенциала страны в области высоких технологий, которые не обходятся без информационных систем, С.М. Окулов озабочен будущим движения. «Отмечу, что круг общения в наставничестве очень узок. Пожалуй, только с коллегами по работе в жюри всероссийской олимпиады мы действительно работаем как сообщество. Сформирован большой потенциал национальной олимпиадной школы, но он держится на высоком уровне за счет энтузиастов и вклада центральной методической комиссии по информатике. Отсюда и высокая эффективность олимпиад по информатике в стране на всероссийском уровне. На региональном же уровне – только ряд регионов развивают его за счет подвижничества отдельных наставников и учителей. Роль органов управления образования в развитии олимпиадного движения невысокая, в основном, констатирующая результат и отчитывающаяся по документам. Интереса коллег в Кировской области к этому виду педагогической деятельности нет, и он пока повсеместно слабо поддерживается всей системой школьного образования. Век потребления накладывает свой отпечаток и на школы и на детей. Потенциал будет снижаться, пока сам школьный курс информатики не начнет способствовать творческой деятельности, и обеспечит изучение фундаментальных вопросов информатики. Кроме того, изучение фундамента информатики (а на базе его формулируются и создаются олимпиадные задачи) – тяжелый труд и для учителя, и для школьника. Культура трудиться воспитывается с малого возраста. Красиво решенная трудная задача в этом случае сопровождается высокой воспитательной целью, когда интеллектуальный труд доставляет эстетическое удовольствие, приносит радость.» - говорит С.М. Окулов.

Определяя важность региональных программ олимпиадной подготовки школьников, следует отметить новые подходы, заложенные в системе мероприятий Приоритетного национального проекта. Стимулирование наставников олимпийцев на школьном и муниципальном уровне, внедрение нового образовательного стандарта по информатике дает надежду на дальнейшее развитие олимпиадного движения.

Авторская концепция развития интеллекта школьника на основе задач олимпиадной информатики - это фундаментальное методическое достижение С.М. Окулова – доктора педагогических наук. В общей сложности, к настоящему времени, издано порядка 10 книг по олимпиадной проблематике, вот некоторые из них:

  1. Кирюхин В. М., Лапунов А. В., Окулов С. М. Задачи по информатике. Международные олимпиады 1989-1996. – М.: ABF, 1996.
  2. Окулов С. М. Информатика: развитие интеллекта школьника. Монография. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Окулов С. М. Основы программирования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. (книга неоднократно переиздавалась)
  4. Окулов С. М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. (книга неоднократно переиздавалась)
  5. Кирюхин В. М., Окулов С. М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Благодаря методическим разработкам С.М. Окулова российские школьники получили серию учебных пособий по Всероссийским олимпиадам, которые составили ядро библиотеки олимпиадной информатики для школ и оказали определенное влияние на развитие олимпиадного движения по информатике в России.

За большой вклад в развитие олимпиадной информатики и высокие достижения в работе с одаренной молодежью С.М. Окулов награжден знаком «Отличник народного просвещения» (1994 г.); Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (1999 г.); Почетной грамотой Министерства образования РФ (2000 г.); знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2001 г.).

Чурина Татьяна Геннадьевна

Закончила механико-математический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ) в 1978 году. Кандидат физико-математических наук, доцент. В олимпиадном движении по информатике с 1996 года. В настоящее время она является старшим научным сотрудником Института систем информатики (ИСИ) СО РАН имени академика А.П. Ершова, по совместительству доцентом НГУ.

Профессиональные интересы Татьяны Геннадьевны Чуриной связаны с параллельными, асинхронными, дистрибутивными и недетерминированными системами. В настоящее время она активно работает над решением проблем анализа и верификации коммуникационных протоколов. В частности, ей были разработаны алгоритмы перевода SDL-спецификаций в раскрашенные сети Йенсена и ИВТ-сети, которые были реализованы совместно со студентами. Данные алгоритмы апробированы на ряде протоколов, описаны в публикациях и были представлены на международных конференциях, труды которых также опубликованы. Т.Г. Чурина является участником проекта РФФИ “Создание системы с телекоммуникационным доступом для поддержки исследований по разработке, моделированию и верификации коммуникационных протоколов”.

Начиная с 1992 года, Т.Г. Чурина начала читать лекции по методам программирования в Высшем колледже информатики (ВКИ НГУ) в 10 – 11 классах. В 1996 году директор колледжа предложил ей начать заниматься с лучшими школьниками ВКИ по подготовке их к олимпиадам по информатике. Как вспоминает Т.Г. Чурина, она тогда совершенно не видела себя в роли наставника. Но взялась за дело, и результаты дали о себе знать. В 1999 году она впервые повезла своего ученика Евгения Четвертакова, который учился в 11 классе, на Всероссийскую олимпиаду по информатике, где он занял 17 место. Готовила его к олимпиаде в течение одного года.

Особый интерес вызвала у Т.Г. Чуриной система автоматического тестирования, с которой она познакомилась на Всероссийской олимпиаде. С коллегами они адаптировали эту систему для себя и начали еженедельные занятияи в ВКИ НГУ. Сейчас все занятия ведутся на базе НГУ. На них, помимо студентов НГУ, присутствуют также студенты Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики и НГТУ, а также продвинутые школьники города. Занятия проходят по воскресеньям. С 2002 года к тренерскому составу присоединилась Т.В.Нестеренко. Тесное сотрудничество установилось также с педагогами А.Г. Тамаревской (лицей НГТУ), О.И. Сипаренко (гимназия №1) , С.Н. Касьяновой (лицей №130) и Н.А. Крючковой (СУНЦ НГУ).

Особенность работы наставника в отличие от учителя в школе Т.Г.Чурина видит в том, что он работает именно с одаренными детьми. «Задачи для них коллективом наставников и тренеров придумываем сами или берем с других сайтов» - отмечает Т.Г.Чурина.

Студенты, которые, будучи школьниками, прошли олимпиадную подготовку на тренировках, придумывают задачи для школьных олимпиад. Молодые наставники у нас – это бывшие олимпиадники. Они помогают во всем, они члены жюри Открытой Всесибирской олимпиады им. И.В.Поттосина (http://olimpic.nsu.ru). Этот опыт коммуникативных форм работы с ребятами очень популярен в Сибирском Федеральном округе.

В рамках Всесибирской заочной школы информационных технологий Т.Г. Чуриной разработан дистанционный курс “Методика подготовки и проведения конкурсов по информатике”, он доступен по адресу http://vzshit.net.ru/

С 2003 года Т.Г. Чурина является членом методической комиссии по информатике Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, членом жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. К тому же она – Председатель методической комиссии по информатике Новосибирской области, а также заместитель директора и член жюри Открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина.

Т.Г. Чурина имеет 13 публикаций, связанных с педагогической деятельностью, в частности с методикой подготовки к олимпиадам по информатике и Открытой Всесибирской олимпиады им. И.В. Поттосина по программированию. Выпущено методическое пособие “Методы программирования”, часть 1 и часть 2.


ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»

директор Дворца - В.Н. Киселев, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии представителя президента Российской Федерации «За заслуги в воспитании и образовании подрастающего поколения — будущего России» в номинации «Лучший руководитель», в 2000 году удостоен Почетного Звания «Человек Года».

Ленинградский Дворец пионеров, ныне ГОУ «Санкт - Петербургский городской Дворец творчества юных» с момента своего открытия являлся центром олимпиадного движения в городе. Именно Дворец организовал и стал ежегодно проводить городские олимпиады по математике, физике и химии. Сегодня Дворец отвечает за организацию и проведение всех городских предметных олимпиад и для этого во Дворце создан Центр городских предметных олимпиад.

Весной 1985 года отдел техники Ленинградского Дворца пионеров открыл первые в городе кружки информатики и вычислительной техники. Но так как отдел техники не имел никаких средств вычислительной техники, то эти кружки работали на базе Ленинградского электротехнического института. Тогда же появилась идея организовать и провести городскую олимпиаду среди школьников по ИВТ, так как отдел техники имел большой опыт организации и проведения городских олимпиад.

Сотрудники Дворца прекрасно понимали, что решить задачу такого уровня, не имея ни техники, ни специалистов в этой области нельзя. Необходимо сотрудничество с профессионалами, с теми, кто мог дать содержание высокого уровня данной олимпиаде. Необходимо было объединить организационный опыт с профессионалами высшей школы. И им повезло.

Авторами проекта организации и проведения городской олимпиады среди школьников города по информатике стали Тарасов Владислав Петрович, зав. отделом техники Ленинградского Дворца пионеров, Григошин Виктор Яковлевич, зав. сектора науки отдела техники Ленинградского Дворца пионеров, Фрадков Александр Львович, к. т. н., (воспитанник отдела техники, ныне д.т.н,, профессор СПб ИТМО), Терехов Андрей Николаевич, к.ф.-м.н. (ныне д.ф.- м.н., профессор СПб ГУ), Матиясевич Юрий Владимирович, д.ф.-м.н. (ныне член корреспондент РАН). Эта группа сумела в кратчайший срок создать структуру олимпиады, привлечь прекрасных специалистов из разных вузов и институтов города для работы в жюри олимпиады и в 1986 году в Ленинграде прошла первая городская олимпиада школьников по ИВТ. В ней приняло участие свыше 450 школьников города. Не имея собственной вычислительной техники, практический тур в первые годы проводился на базе вычислительного центра кафедры системного программирования Ленинградского государственного университета.

Первым председателем жюри городской олимпиады по информатике стал Юрий Владимирович Матиясевич, сотрудник Математического института им. Стеклова. Структура олимпиады, которая стабилизировалась через пару лет, остается и поныне неизменной. Школьный тур, районный тур, городской (теоретический, решение задач без компьютеров, что позволяет собирать аудиторию в 450 - 500 школьников и все эти годы проводится на базе Электротехнического университета ЛЭТИ благодаря сотрудничеству с прекрасным специалистом и организатором Ивановским Сергеем Алексеевичем, сотрудником данного вуза) и финальный тур, который проводится на базе отдела техники Дворца и в нем участвует 50 -60 школьников. В среднем в городских олимпиадах по информатике ежегодно участвует 1500 - 2000 школьников.

С целью подготовки к первой Всесоюзной олимпиаде школьников по информатике в отделе техники Ленинградского Дворца пионеров был создан Центр подготовки сборной команды города по информатике, разработана Программа занятий с учащимися школ города в этом Центре (ее разрабатывали члены жюри)

Руководителем Центра подготовки сборной города к всесоюзным (всероссийским) олимпиадам школьников по информатике с 1992 года бессменно является заведующий сектором отдела техники Мишнин Михаил Михайлович, на плечи которого и легла вся основная тяжесть организационной работы по проведению городских олимпиад по информатике, подготовке кандидатов в сборную города и организация тренировочных сборов к всероссийским олимпиадам. Именно благодаря его работоспособности на высоком организационном уровне прошли и Всероссийские олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге в 1997, 1998,1999, 2003 годах

Первым тренером и педагогом в созданном на базе отдела техники Центра подготовки сборной города по информатике стал Забокрицкий Е.И. Именно благодаря его таланту тренера и педагога школьники города успешно выступали на первых Всесоюзных олимпиадах. В 1992 году тренером сборной города стал Антон Суханов, который также блестяще справился с тренерской работой. В последующие годы сборную готовили: Илья Миронов, Олег Етеревский, Андрей Станкевич, Федор Малышев, Дмитрий Павлов, Андрей Лопатин, Федор Царев, Иван Казьменко и другие.

Результаты выступлений на Всероссийских (Всесоюзных) олимпиадах школьников по информатике школьников Ленинграда - Санкт-Петербурга, прошедших подготовку во Дворце творчества юных, - самые впечатляющие. На всех 19 национальных олимпиадах по информатике школьники из Санкт-Петербурга завоевали в общей сложности 35 дипломов первой степени (6 раз становились абсолютными чемпионами страны), 37 диплома второй степени, 22 дипломов третьей степени.

Блестящих результатов достигли воспитанники Дворца творчества юных на международных олимпиадах по информатике. Наиболее значимые из них следующие:

1990 г. - Козлов Дмитрий- золотая медаль,

1991 г. - Суханов Антон - серебряная медаль,

1992 г. - Давыдок Дмитрий - серебряная медаль,

1993 г. - Миронов Илья - золотая медаль, Баргачев Виктор - серебряная медаль, Елизаров Роман - серебряная медаль,

1994 г. - Баргачев Виктор - золотая медаль, 1-е место в абсолютном личном зачете, Елизаров Роман - золотая медаль, 3-е место в абсолютном личном зачете,

1995 г. - Баргачев Виктор - золотая медаль, 1-е место в абсолютном личном зачете, Дуров Николай серебряная медаль,

1996 г. - Дуров Николай - золотая медаль,

1997 г. - Дуров Николай – серебряная медаль, Лопатин Андрей - серебряная медаль,

1998 г. - Дуров Николай - серебряная медаль, Лопатин Андрей - серебряная медаль,

2002 г. - Павлов Дмитрий - серебряная медаль,

2004 г. - Зыкова Александра - золотая медаль,

2005 г. - Зыкова Александра – серебряная медаль, Копелиович Сергей – золотая медаль

2006 г. - Копелиович Сергей – золотая медаль